Столичные модницы, великий бал и «Звёздные войны»: как творчество Сергея Соломко путешествует сквозь эпохи 07 декабря '22 Сергей Соломко был рождён в Санкт-Петербурге в 1867 году в богатой семье потомственных дворян Черниговской губернии, его отец был генералом и состоял на службе при князе Константине Николаевиче и Ольге Фаустовны Занадворовой. Будущий художник был крещён в Исаакиевском соборе, а детство провёл в Константиновском дворце, недалеко от Петербурга. Соломко обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое на тот момент являлось одним из самых престижных учебных заведений в Российской империи. Кроме этого, на протяжении нескольких лет Соломко был вольным слушателем Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.Окончив обучение, Соломко нашёл себя в иллюстрации и уже в 80-х годах XIX века начал сотрудничать с крупными художественными журналами, в их числе «Север», «Нива», «Мир искусства» и «Шут». Иллюстрации Соломко также дополняли произведения Пушкина, Чехова, Лермонтова и Гоголя в издательствах А.С. Суворина. Соломко стал одним из первых художников своего времени, которые выбрали неорусский стиль в качестве основного вектора в своём творчестве. Многие творцы второй половины XIX века стремились возродить национальное самосознание и обращались к древнерусским мотивам. Соломко создавал невероятно популярные иллюстрации и открытки в акварельной технике: изображал на них молодых и красивых юношей и девушек в различных сюжетах. Большое внимание художник уделял костюмам: он не просто копировал музейные экспонаты, а переосмыслял исторические образцы и создавал собственные уникальные дизайны. Работы художника не обходились без внимания столичных модниц: многие из них заимствовали из иллюстраций оттенки, фасоны и изящные детали, когда создавали собственные наряды.Костюмы всегда занимали особенное место в творчестве Сергея Соломко. Именно роскошные наряды в неорусском стиле стали самым крупным и знаковым заказом в его карьере. 13 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся грандиозный костюмированный бал, на котором присутствовали почти 400 высокопоставленных гостей. Именно этот бал считается самым известным и пышным праздником в Санкт-Петербурге во время царствования Николая II — последнего императора из рода Романовых. Сам Николай видел в этом празднике символ возрождения допетровской эпохи и истинной русской самобытности. По этому случаю дамы облачились в роскошные наряды боярынь, а кавалеры — в костюмы бояр и стрельцов. Соломко создал несколько сотен уникальных эскизов, которые легли в основу праздничных костюмов. Он вновь переосмыслил традиции классических русских нарядов и превратил громоздкий и тяжелый боярский костюм в лёгкое и изящное одеяние. Облачение каждого гостя создавалось по индивидуальному эскизу. Были использованы дорогостоящие ткани: шелк, газ, атлас, наряды украшались тонкой вышивкой, перламутром и драгоценными камнями, каждый наряд стоил целое состояние. После бала по распоряжению императрицы Александры Федоровны были приглашены лучшие фотографы Санкт-Петербурга, чтобы запечатлеть гостей на одиночных и групповых портретах. В 1911 именно эти фотографии легли в основу эскизов, которые позже превратились в колоду карт «Русский стиль», их создала немецкая фабрика «Дондорф». Сами карты печатались в Петербурге и пользовались большой популярностью в России и за её пределами ещё не один десяток лет.Творчество Соломко было необычайно популярно не только в России. Его работы пользовались спросом в странах Европы. По его работам жители других стран составляли своё представление о природе и стилистике русского мира. Соломко уехал из России в 1910 году, получив богатое наследство. Он обосновался во французской столице, в самом центре города. Несмотря на эмиграцию, Соломко продолжил принимать активное участие в культурной и творческой жизни России: участвовал в выставках, писал на заказ и даже помогал в создании Русского художественно-промышленного института в Париже. В Париже Сергей Соломко не забыл об основе своего творческого вдохновения — костюмах. Более того, он увлёкся театральным искусством и создал несколько сценических костюмов для величайших балерин XX века: Матильды Кшесинской и Анны Павловой.Несмотря на то, что по-настоящему великий художник умер в возрасте 60 лет, его творчество продолжает жить и вдохновлять самых разных людей сквозь века и эпохи. Так, например, доподлинно известно, что именно эскизы Соломко, созданные для бала 1903 года, вдохновили художников по костюму из картины «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов». Роль одной из главных героинь Падме Амидалы в картине исполняет голливудская звезда Натали Портман. Для неё были разработаны десятки костюмов, многие из которых отсылают к эскизам русского художника. В нарядах используются роскошные ткани: парча, атлас и тонкий сатин, костюмы декорированы вышивкой, металлическими деталями и имитацией драгоценных камней, а их силуэты напоминают те самые боярские облачения с костюмированного бала. Неорусский стиль и его элементы, которые были основным вектором во всём творчестве Сергея Соломко, до сих пор продолжают вдохновлять дизайнеров и модельеров из ведущих модных домов по всему миру. Так, например, коллекция Yves Saint-Laurent Haute Couture в сезоне осень-зима 1976 года носила название Opéra-Ballets Russes, что значит «Русские оперы и балеты». В ней прослеживается чёткая связь с русской культурой и детали неорусского стиля: лёгкие и женственные силуэты, струящиеся ткани, богато украшенные вышивкой. Коллекция Chanel Métiers d'art «Paris-Moscou», созданная Карлом Лагерфельдом в 2009 году, была полностью посвящена культурным и визуальным традициям Российской империи. В ней можно найти головные уборы, отсылающие к кокошникам, жемчужные украшения, меха и роскошные вышивки. Интересно отметить, что дом Chanel очень многое связывало с русским миром, а премьерный показ коллекции «Paris-Moscou» в Париже открывали русские модели.К слову, Новогодняя коллекция YOU также вдохновлена творчество Сергея Соломко.