Мария Ильюшкина: рассказ про свой путь в профессии, учителей и вдохновении

Интервью Марии Ильюшкиной


«Классический балет есть замок красоты,
чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
пиликающей ямой оркестровой отделены. И задраны мосты» — эти строки когда-то Бродский адресовал известному балетмейстеру Барышникову.

Погружение в балетное искусство — способ приоткрыть завесу другой реальности. Хотели бы вас ближе познакомить с главной героиней новогодней коллекции, поэтому делимся интервью с Марией Ильюшкиной, где она расскажет про свой путь в профессии, учителей, вдохновении и многом другом.

Вопрос: Во все времена выбор стать балериной — достаточно непростой и нестандартный. Понятно, что в детстве это выбор в том числе или в большей степени родителей. Что вас сподвигло пойти сдавать экзамены в Вагановскую Академию?

Мария: Видимо, детство тем и прекрасно, что любой выбор дается тебе легко. Я пришла в Академию из художественной гимнастики. Учиться балету шла с радостью, во-первых, потому что очень любила балетную хореографию — обязательную часть гимнастических тренировок, а во-вторых, потому что к одиннадцати годам решила, что пора в жизни что-то менять — на гимнастике было очень трудно. Но о том, через какие испытания предстоит пройти в балете, я ещё не знала. И просто очень любила танцевать.

Вопрос: Вы начинали свою карьеру с кордебалета Мариинского театра. Великая Ульяна Лопаткина говорила, что ей опыт в кордебалете очень помог. Но есть разные мнения на этот счет. Как вы считаете, нужно ли двигаться в профессии с самых низов, постепенно поднимаясь вверх, чтобы постичь ее максимально глубоко и тонко?

Мария: Наверное, в этом смысле я — фаталист и верю в то, что у каждого человека свой путь, который предназначен именно ему. Четыре года, которые я была артисткой кордебалета, дали мне очень многое: понимание стиля каждого спектакля, знание хореографического текста и расположения на сцене всех персонажей, помогли выработать силу ног и закалили характер. Я не буду лукавить, что каждый день приходила в театр и уходила из театра счастливой — бывали разные мысли. Но сейчас оглядываясь назад, я понимаю, что для меня, той девочки, которая только выпустилась из Академии и пришла в театр — это был самый разумный путь. Все, что в те годы казалось хаотичной неопределенной картинкой, сложилось в кружево, как в знаменитой цитате из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэролла.

Вопрос: Легендарный педагог Большой театра Марина Семенова говорила, что сцена, как решето: она сразу показывает, настоящий ты артист или нет. Никакой PR, предыдущие успехи в училище так не проявляют артиста, как выход один на один к зрителю. Согласны ли в с этим? Как по вашему мнению, что самое важное в артисте?

Мария: Николай Максимович Цискаридзе, ученик Марины Тимофеевны, всегда повторял нам в Академии, что карьеру делают в театре, а не в школе.
В каком-то смысле, после училища ты приходишь в театр, как в новый коллектив, где все твои «заслуги» обнуляются. Но это и не плохо, потому что пользуясь тем опытом, который у тебя есть, ты можешь продолжать свое движение по жизни в новой иерархической системе, но уже не повторяя своих предыдущих ошибок.
А вообще карьера — критерий довольно интересный и в чем-то сомнительный — ведь если ты служишь Аполлону, то твое движение в профессии не может быть обесценено до последнего дня.
А уж как там обстоит дело с пиаром на Парнасе, не могу сказать:)

Вопрос: У вас очень красивая, но сложная профессия, которая требует полной физической и духовной отдачи. Что вас вдохновляет в жизни? Что дает силы?

Мария: Как ни странно, больше всего сил и мотивации дает работа. Последние несколько лет замечаю, что наш ежедневный урок классики, который уже как ритуал, лучше любого отдыха наполняет силами и направляет мысли в голове в нужное русло.
Сейчас, вспоминая цитату Михаила Барышникова, который говорил, что класс нужно делать ежедневно, в каком бы настроении и состоянии ты ни находился, и слова Натальи Романовны Макаровой о том, что класс - это как ежедневная молитва или исповедь для балетного танцовщика, я понимаю, что их словах значат больше, чем просто призыв к трудолюбию и преодолению себя. Это уже ближе к тому, как балетные привычки входят в кровь и помогают тебе оставаться собой, узнавать себя и как бы обретать себя внутри сложной системы самой жизни.

Вопрос: Мода и балет всегда были тесно взаимосвязаны. Практически все именитые модельеры (Коко Шанель, Ив Сен Лоран, Пьер Карден, Баленсиага и проч.) делали костюмы для балетов? Какое у вас отношение к моде?

Мария: К высокой моде я отношусь, как к искусству, но воспринимаю её как любитель, по принципу нравится/не нравится. Очень приятно, что мода несет в этот мир Красоту, творчество, а иногда и нечто вроде театра - можно через одежду примерить на себя другую роль, на один вечер стать тем, кем никогда не был. Наверное, это и позволяет модельерам создавать интересные сценические костюмы. В целом, сценография - необыкновенная вещь: артист вдыхает жизнь в каркас костюмов и декораций, а они, в свою очередь, направляют творческую мысль артиста. Одно без другого не будет сценически законченным.

Вопрос: Считаете ли вы, что в Санкт-Петербурге у женщин есть особый стиль, который проявляется в одежде?

Мария: Мне не очень просто говорить конкретно о стиле, но я замечаю, как город накладывает отпечаток на «своих людей». Многие ученые-нейрофизиологи говорят о том, что человека формирует то, что он слышит, видит, те, с кем он общается - не просто на уровне эмоций, а на уровне нейронных связей в головном мозге.
Интересно, что, как мне рассказывали коллеги, еще Ольга Николаевна Моисеева говорила (педагог Мариинского театра и первый педагог Светланы Захаровой), как важно все то, что тебя окружает в жизни - мебель, посуда, даже то, какой ложкой ты обедаешь - алюминиевой или серебряной.
В жизни нет мелочей.
И еще интересное наблюдение дала поездка в Большой театр на Московский конкурс. Когда я вернулась домой, то первое, что заметила, как сильно отличается цветовая гамма в одежде у артистов на классе - в Москве она более яркая и цветная, в Петербурге - более сдержанная и темная. И в целом, общая атмосфера в балетном зале еще и через цвет приобретает разные оттенки и нюансы: от более жизнерадостной и открытой до сдержанной и строгой.

Вопрос: Марта Грэм утверждала, что «Тело никогда не лжет. Оно, как барометр, который показывает погоду в душе». Вы как никто другой знаете, что через движение мы можем выразим очень многое. Несмотря на то, что сейчас много возможностей для занятий фитнесом, что вы можете посоветовать читателям, как лучше развивать свое тело, чтобы оно, как барометр, показывало всегда хорошую погоду в душе.

Мария: Это очень банально прозвучит, но делать вещи, которые любишь, которые наполняют силами и делают тебя живым. В этом смысле, наверное, очень важно познакомиться с самим собой, понять, что именно тебе нравится, а что нет.
Для меня много скрытых источников душевных сил заложено в музыке, в поэзии, в искусстве и, конечно, в природе.
Но универсального рецепта не существует. Все очень индивидуально. Не зря же многие так любят цитату Сент-Экзюпери из «Маленького принца» о том, что зорко одно лишь сердце. Еще и поэтому стоит почаще прислушиваться к себе.

Личный кабинет

Подпишитесь на рассылку, чтобы первыми узнавать о новинках и акциях.

Нажимая на кнопку «Подписаться», я соглашаюсь на обработку моих персональных данных и ознакомлен(а) с условиями конфиденциальности.